
Манифест виртуального государства
1. Мир тесен
Мир сделался слишком тесен и мал для свободного творчества. Проблема даже не в численности населения, а в тотальной "поделенности" мира, в его переполненности готовыми формами, институтами, центрами власти. Свободного места и свободных ресурсов, чтобы сделать что-то масштабное "с чистого листа", в нем почти не осталось. Эта проблема равным образом существует и в благополучных, и в неблагополучных странах, внешне принимая разные формы.
В благополучных странах, в Америке и Европе, теснота мира выступает как скука комфортного, но бесцельного существования. Большинство людей в этих странах получает все, что нужно для жизни, в том числе разнообразный набор сфер деятельности, активных социальных ниш, где они могут реализовать свою энергию. Но эти "pret-a-porter" варианты так плотно занимают политическое, экономическое и культурное пространство, что какие-то новые формы отношений уже не могут там возникнуть. А поскольку в мире сейчас все больше укореняется одна единая культура, единый всепланетный социум, все это "готовое социальное платье" кроится по одному шаблону, не оставляя места для чего-то другого, на него не похожего. Несмотря на кажущееся разнообразие возможностей выбора, человек не имеет возможности самому построить свой мир, развернуть творческий потенциал своей личности в тех формах, которые ей внутренне присущи. Мера свободы здесь изначально ограничена чисто служебной функцией в рамках давно налаженной машины производства и потребления. На человека со всех сторон давят господствующие экономические отношения, шаблоны масс-медиа, идеалы благополучия, контролирующая и регламентирующая власть государственных структур. Все это не оставляет места для других возможных миров, способных увеличить разнообразие форм жизни (или хотя бы выйти за пределы реального однообразия).
1. Мир тесен
Мир сделался слишком тесен и мал для свободного творчества. Проблема даже не в численности населения, а в тотальной "поделенности" мира, в его переполненности готовыми формами, институтами, центрами власти. Свободного места и свободных ресурсов, чтобы сделать что-то масштабное "с чистого листа", в нем почти не осталось. Эта проблема равным образом существует и в благополучных, и в неблагополучных странах, внешне принимая разные формы.
В благополучных странах, в Америке и Европе, теснота мира выступает как скука комфортного, но бесцельного существования. Большинство людей в этих странах получает все, что нужно для жизни, в том числе разнообразный набор сфер деятельности, активных социальных ниш, где они могут реализовать свою энергию. Но эти "pret-a-porter" варианты так плотно занимают политическое, экономическое и культурное пространство, что какие-то новые формы отношений уже не могут там возникнуть. А поскольку в мире сейчас все больше укореняется одна единая культура, единый всепланетный социум, все это "готовое социальное платье" кроится по одному шаблону, не оставляя места для чего-то другого, на него не похожего. Несмотря на кажущееся разнообразие возможностей выбора, человек не имеет возможности самому построить свой мир, развернуть творческий потенциал своей личности в тех формах, которые ей внутренне присущи. Мера свободы здесь изначально ограничена чисто служебной функцией в рамках давно налаженной машины производства и потребления. На человека со всех сторон давят господствующие экономические отношения, шаблоны масс-медиа, идеалы благополучия, контролирующая и регламентирующая власть государственных структур. Все это не оставляет места для других возможных миров, способных увеличить разнообразие форм жизни (или хотя бы выйти за пределы реального однообразия).